История

История с. Солодушино.

1. Географическое положение
С.Солодушино расположено в южной части Николаевского района Волгоградской области. Центральная усадьба находится в 7_км к югу от районного центра Николаевска, и 183 км к северу от областного центра – г.Волгограда.
Грузооборот в зимнее время проходит преимущественно через автомагистраль Самара-Волгоград, а в период навигации и по другим направлениям - через пристань Николаевска, расположенную в левобережье р.Волги.
2. История с.Солодушино (ОСНОВАНИЕ СЕЛА. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ. 18-19 ВЕКА)
В начале 18 века (примерно в 1708 году) на левом берегу р. Волга, напротив зеленого острова Шишкина, появилась первая изба. Кто ее срубил: крестьянин, искавший за Волгой свободу от крепостного гнёта, рыбак ли, которому понравилась заросшая лесом низина или зажиточный переселенец с Украины, сейчас неизвестно. Дошло до нас лишь прозвище этого человека – Солодух.
Очень удобное для жизни и хозяйства выбрал он место: здесь можно и скот разводить, и хлеб выращивать, и рыбу ловить, и соль на Николаевскую пристань возить с Эльтона.
Вскоре возле первого дома появилось несколько новых домов. Образовался хутор Солодуха. Рядом появились и другие дома, выросли соседние хутора: Грянкин (Гряня), Холоши и Вылыкий.
К середине 18 века разрослись эти хутора за счёт прибывших переселенцев с Украины (Солодушане и доныне сохранили своеобразный украинский говор, это дает основание предположить, что разрослись эти хутора за счет прибывших в эти места переселенцев с Украины!).
Жители этих хуторов занимались главным образом соляным извозом и скотоводством.
Между Эльтоном и Волгой в этот период поселилось 26 тыс. переселенцев, приглашённых по найму опытных солевозов – украинских чумаков. По просьбе чумаков и ходатайству начальника Соляного управления Чемодурова им предоставили земли для хлебопашества (по 30 дес.). Были отмежеваны и устроены солевозные тракты: ЭЛЬТОН-ПОКРОВСКАЯ-САРАТОВ (240 вёрст), с 50 колодцами, ЭЛЬТОН-НИКОЛАЕВСКАЯ (130 вёрст), с 34 колодцами. Вдоль озера и дорог шла казённая земля на 10-15 вёрст, для выгонов и выпаса волов.
Указами от 1758 и 1763 годов чумаки освобождались от рекрутства, натуральных и денежных повинностей, подушной подати. Летом чумаки косили сено на зиму, зимой рубили лес по Волге, ломали на Эльтоне соль, занимались скотоводством, рыбной ловлей.
Извозом соли занимались с июня по осень. Грузы возили на телегах, в которые впрягали по 2 вола. Телеги употреблялись разных типов: мажары, каты, рындаки, рыдваны, фуры.
По решению начальника Нижневолжского соляного управления на казённые средства и пожертвования жителей прилегающих хуторов был построен православный Покровский храм.
21 сентября 1756 года Покровский храм был освящён, и поэтому дата 21 сентября 1756 года считается днём основания села СОЛОДУШИНО.
С этой поры на хуторах возникает общая инфраструктура и сельское самоуправление.
Первое упоминание о селе можно найти лишь в отчётах воеводы Панина, в период карательной экспедиции по подавлению восстания Е.И. Пугачёва: «В одной из бунтующих деревень (Солодушинки) он (Михельсон) взял под видом наказания пятьдесят пар волов и с сим запасом углубился в пространную степь, где нет ни леса, ни воды и где днём должно быть ему направлять путь свой по солнцу, а ночью по звёздам».
Грамотных людей в селе было мало, это, в основном, служители церкви. Потребность в грамоте возрастала.
7 августа 1867 года в селе «открылась» первая четырёхклассная церковно-приходская школа.
Первым учителем был поп Гонзюх Иван Ильич. В школе изучали азбуку и церковно-славянский язык. Своего здания школа не имела, занимались в жилых домах с разрешения хозяев. Первое время училось около 10 детей. За каждого ученика поп получал плату с родителей – по 20 копеек. Дети изучали азбуку и церковно-славянский язык. Обучаться детям было трудно, так как больше всего их заставляли заучивать молитвы и псалмы. За невыполнение домашнего задания, за непослушание учителя, за грубость детей наказывали: ставили в угол на колени, часто на соль или горох, били линейкой. Тетрадей и бумаги тогда не было, поэтому приходилось писать на дощечках.
К 1880 году добыча соли на Эльтоне прекратилась, количество чумаков сократилось. На Волге, в основных населённых пунктах построили пристани. В Солодушино такая пристань действовала до 1956 года. По данным переписи 1883 года в Солодушино проживало 1417 человек. Вновь появились хутора и земляные отруба. Усилилась земская власть. Многие жители Солодушино стали богаче. Возрастала потребность в грамоте.
В 1898 году было построено небольшое деревянное здание школы с тремя классными комнатами и учительской-канцелярией (во время переселения здание школы было перевезено на новое место, в нём учились дети, пока не построили в селе новую школу, затем в здании первой школы учились 1-2-3 классы, сейчас здесь проводятся уроки информатики, технологии; одно из помещений оборудовано под школьную библиотеку).
Село строилось. Всё больше появлялось домов под деревянной кровлей. Исчезли границы между хуторами, и только в памяти старших поколений остались их исторические названия.
Все большую роль в хозяйстве хуторян приобретало земледелие. Выращивали хлеб, арбузы, продавая их на Николаевской пристани. Хутора богатели, немало было в них зажиточных крестьян.
Большим, но некрасивым было тогда оно. Далеко протянулись вдоль Волги две кривые и пыльные улицы. Лишь кое-где над берегом зеленели сады Плетневых. Заборы, хилые избы соседствовали с добротными домами богачей. Около 470 дворов насчитывалось тогда в селе. В центре села стояла церковь с высокой колокольней. Далеко были видны ее кресты. Рядом с церковью – кабак. До Великой Октябрьской социалистической революции «культурным центром» села были церковь и кабак. Грамотных людей в селе было мало, да и то в основном служители церкви: поп, дьякон.
Большие возможности таили в себе неоглядные просторы за Волгой. Но тогда в Солодушино было мало огородов, т.к. жили «на воде и без воды». Не хватало корма скоту, леса для строительства. Корм для скота – сено косили на острове Шишкине и оттуда зимой по льду на санях быками и лошадьми возили его в село.
Часто засуха начисто уничтожала хлебные посевы, и тогда тяжелое бремя неурожая приносило во многие семьи голод, необходимость занимать у богатых людей хлеб до нового урожая.
Село все больше делилось на два враждебных лагеря: кулаков и крестьян – бедняков. Жизнь изменилась в 1917 году. Пришел Октябрь. Образовался сельский Совет. Первым председателем Солодушинского сельского Совета был избран Я.Пелипенко, секретарем – С.Т. Аксененко.
На партийном собрании было принято решение организовать коммуну. Первыми в неё вошли со своими семьями
А.Д.Руденко, М.Г.Марченко, Ф.Я.Руденко, П.И.Руденко, Ф.Пронин – двадцатипятитысячник, рабочий одного из заводов г. Ленинграда. Для коммуны были выделены земля и инвентарь. Но грянула Гражданская война. Школу отделили от церкви. В 1918 году в части здания в церкви открылся первый клуб. И народ потянулся в него. В основном село было «красное». В 1919 году здесь была создана коммуна (о чем говорилось выше), и вскоре в нее вступили более 20 семей. Но разведывательный «белоказаков» вырубил актив, а остальные спаслись бегством. В центре села стоит памятник, где покоится прах коммунаров – первых жертв братоубийственной войны. После гражданской войны и голода 1921 года население села уменьшилось на треть. Многие семьи покидали захолустные места и ехали в города на заработки. Сегодня на селе не осталось и половины
Потомков коренных чумачьих родов.
В 1929 году сельчане насильно обобществили земли и организовали колхоз «Великий Октябрь». История коллективизации как две капли воды похожа на историю, переданную нам М.А. Шолохова в «Поднятой целине».
В 1932 году (1937г) воинствующими комсомольцами была разрушена церковь. Её верхние купола были снесены, клуб стал полностью владеть помещением. Там показывали кинофильмы. Читали лекции, проводили собрания, выступали с художественной самодеятельностью. Церковь закрыли, и православный приход прекратил свое существование. Верующие стали ездить на службу в Камышин.
В колхоз «Великий Октябрь» вошли села Быково, Кислово, Александровка, Раздольное, Солодушино, Очкуровка, Красная Балка. Но он оказался слишком большим, и в 1930 году его разъединили. А название сохранилось за колхозом. В начале 1930 года прибыл из Ленинграда двадцатипятитысячник Скачков. Сельское хозяйство он знал плохо, и через год ему на смену приехал инженер Семенов, тоже ленинградец. Ему удалось немного поднять колхоз. Уже через год Семёнова отозвали. С 1933 года колхоз возглавляли лица, избираемые из местных жителей. С 1934 года по 1942 год председателем был Бровченко В., следующие два года – Руденко И.И., с 1944 г по 1954г председателем была женщина Воронина А.П. Затем Масленников А., Чумаченко Н.В. В 70-летней истории села всякое было, но самыми яркими многие старожилы считают 50-е годы. В эти годы колхоз из должника перед государством превратился в колхоз – миллионер, объединился вновь с Очкуровкой. Руководить таким укрупненным колхозом райком партии выдвинул Масленникова А.К. Его на коллективном собрании колхозники выбрали председателем.
Родился Масленников А.К. в Николаевске, окончил среднюю школу, приобрел специальность зоотехника. На момент его вступления в должность колхоз был должен государству 2,5 млн. рублей. На трудодень колхозники получали 200г зерна и 20 копеек деньгами. Люди жили в основном за счет подсобного хозяйства, молодежь покидала село и уезжала в Камышин. Председателю удалось вселить в людей уверенность в завтрашнем дне: на трудодень выдать по 1 кг зерна, начали выдавать авансы, сделали ставку на бахчеводство и не просчитались. Экономическому успеху способствовала строжайшая экономия денежных средств, четкая организация труда, система оплаты.
В 1955 г колхоз стал семеноводческим хозяйством, а на следующий год, в 1956 году из-за строительства Волгоградской плотины началось переселение, которое полностью было завершено в 1957 г. Участок для села был одобрен на общем собрании, но жители с. Очкуровка не захотели объединяться, так и остались соседним селом в составе одного хозяйства. Построили кошары, пробурили скважины и поставили ветровые двигатели, построили МТМ для ремонта техники. Жилые дома перевозились несколькими тракторами целым срубом. Клуб построили уже через 3 года.
В 1964 г Масленников А.К. перешел на другую работу – директором Николаевского инкубаторно-птицеводческой станции. В 1971 году он награжден медалью ВДНХ СССР, а в 1964 г. Масленникова А.К. сменил Чумаченко Н.В.
Итак, с 1933 года колхоз возглавляли:
1933-1934 гг. – Ефименко (из Николаевска)
1934-1942 гг. – Бровченко В.Ф. (житель с.Солодушино)
1942-1944 гг. – Руденко И.И. (житель с. Солодушино)
1944-1951 гг. – Воронина А.П. (житель с. Солодушино)
1951-1964 гг. – Масленников А.К. (из Николаевска)
1964-1977 гг. – Чумаченко Н.В. (из Быково) - в 1969 году колхоз был переименован в совхоз;
1977-1982 гг. – Журавлёв В.Н. (из Бережновки);
1982-1988 гг. Непокрытый П.П. (из с. Кислово);
1988-1985 гг. Рогоза В.И. (с. Солодушино);
1996–1997 гг. – Непокрытый П.П.;
1997- гг. – Бралиев И.К.

В настоящее время (2009 г.) в селе Солодушино нет своего хозяйства.

На ровном и открытом месте левого берега Волги, на 2. 380 – м километре от её истоков, расположено теперь село Солодушино. Имея более чем двухвековую историю, оно, тем не менее, выглядит молодо. Строгие порядки улиц с ровными шеренгами деревьев (улиц в селе -13), новые дома, - вот что его отличает сегодня. Облик села постоянно меняется. Сегодня Солодушино - это прекрасный ДК, библиотека, медпункт, стоматологический кабинет, почта, торговые точки, средняя общеобразовательная школа.

3. История школы.

(Как говорилось выше) 7 августа 1867 года в селе «открылась» первая четырёхклассная церковно-приходская школа.
Первым учителем был поп Гонзюх Иван Ильич. В школе изучали азбуку и церковно-славянский язык. Своего здания школа не имела, занимались в жилых домах с разрешения хозяев. Первое время училось около 10 детей. За каждого ученика поп получал плату с родителей – по 20 копеек. Дети изучали азбуку и церковно-славянский язык. Обучаться детям было трудно, так как больше всего их заставляли заучивать молитвы и псалмы. За невыполнение домашнего задания, за непослушание учителя, за грубость детей наказывали: ставили в угол на колени, часто на соль или горох, били линейкой. Тетрадей и бумаги тогда не было, поэтому приходилось писать на дощечках.
Но потребность в грамоте возрастала ещё больше.
В 1898 году было построено небольшое деревянное здание школы с тремя классными комнатами и учительской-канцелярией (во время переселения здание школы было перевезено на новое место, в нём учились дети, пока не построили в селе новую школу, затем в здании первой школы учились 1-2-3 классы, сейчас здесь проводятся уроки информатики, технологии; одно из помещений оборудовано под школьную библиотеку).
Школа, открытая во второй половине 19 века, продолжала функционировать и после революции, претерпев в разные годы реформаторские нововведения: из начальной превратилась в семилетнюю, затем – в восьмилетнюю, а в 1965 году – в среднюю. Сегодня она расположена в 3-х зданиях, одно из которых построено до революции. Теперь это муниципальное образовательное учреждение «Солодушинская СОШ». У школы своя богатая 140 – летняя история. Главная гордость школы – её ученики. Она вырастила и воспитала много замечательных людей, среди них директора совхозов и предприятий, военные разных чинов и званий, агрономы, инженеры, врачи, учителя, кандидаты наук, которые для каждой сельской глубинки являются гордостью. Это:
Согуренко Василий Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук, преподававший в Уральском с/х институте;
Шумагер Александр Иванович, кандидат филологических наук, занимавший должность декана факультета иностранных языков в Грозненском университете;
Рогоза Виктор Иванович, кандидат сельскохозяйственных наук.

Руководители школы известны только со времён войны:
Матасов Семён Матвеевич
Шарко
Чумаченко Валентина Александровна
Сиволобов Михаил Архипович
Мелехов Николай Иванович
Шумагер Александр Иванович
Жукова Эльвира Готфридовна
Гребенников Александр Александрович.
В настоящее время школой руководит Пшеничный Андрей Павлович.

Большой вклад в воспитание школьников в разные годы внесли педагоги:
Матасов С.М. – учитель физкультуры и иностранного языка, умел увлечь спортом всех, ученики под его руководством одержали множество спортивных побед в районе и области.
Долгов В.М. – учитель истории, кандидат исторических наук, увлёк ребят краеведением, поисковой работой. В школе был открыт краеведческий музей, систематизирован материал о прошлом села.
Колесниченко Л.Г. – учитель математики, организатор внеклассной работы – много лет руководила хором, вела уроки музыки и вместе с учащимися и педагогами готовила замечательные художественные номера для сельских и районных праздников, добиваясь высоких результатов.
Руденко А.В. – учитель музыки, заведующий сельским клубом – замечательный музыкант. В период его работы в клуб заниматься музыкой ходили и стар, и млад. Создал ВИА, детский и взрослый хор. Художественная самодеятельность была на высоком уровне. Женский хор выступал на областном телевидении.

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.