История с. Солодушино.
1. Географическое положение
С.Солодушино расположено в южной части Николаевского района Волгоградской области. Центральная усадьба находится в 7_км к югу от районного центра Николаевска, и 183 км к северу от областного центра – г.Волгограда.
Грузооборот в зимнее время проходит преимущественно через автомагистраль Самара-Волгоград, а в период навигации и по другим направлениям - через пристань Николаевска, расположенную в левобережье р.Волги.
2. История с.Солодушино (ОСНОВАНИЕ СЕЛА. ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ. 18-19 ВЕКА)
В начале 18 века (примерно в 1708 году) на левом берегу р. Волга, напротив зеленого острова Шишкина, появилась первая изба. Кто ее срубил: крестьянин, искавший за Волгой свободу от крепостного гнёта, рыбак ли, которому понравилась заросшая лесом низина или зажиточный переселенец с Украины, сейчас неизвестно. Дошло до нас лишь прозвище этого человека – Солодух.
Очень удобное для жизни и хозяйства выбрал он место: здесь можно и скот разводить, и хлеб выращивать, и рыбу ловить, и соль на Николаевскую пристань возить с Эльтона.
Вскоре возле первого дома появилось несколько новых домов. Образовался хутор Солодуха. Рядом появились и другие дома, выросли соседние хутора: Грянкин (Гряня), Холоши и Вылыкий.
К середине 18 века разрослись эти хутора за счёт прибывших переселенцев с Украины (Солодушане и доныне сохранили своеобразный украинский говор, это дает основание предположить, что разрослись эти хутора за счет прибывших в эти места переселенцев с Украины!).
Жители этих хуторов занимались главным образом соляным извозом и скотоводством.
Между Эльтоном и Волгой в этот период поселилось 26 тыс. переселенцев, приглашённых по найму опытных солевозов – украинских чумаков. По просьбе чумаков и ходатайству начальника Соляного управления Чемодурова им предоставили земли для хлебопашества (по 30 дес.). Были отмежеваны и устроены солевозные тракты: ЭЛЬТОН-ПОКРОВСКАЯ-САРАТОВ (240 вёрст), с 50 колодцами, ЭЛЬТОН-НИКОЛАЕВСКАЯ (130 вёрст), с 34 колодцами. Вдоль озера и дорог шла казённая земля на 10-15 вёрст, для выгонов и выпаса волов.
Указами от 1758 и 1763 годов чумаки освобождались от рекрутства, натуральных и денежных повинностей, подушной подати. Летом чумаки косили сено на зиму, зимой рубили лес по Волге, ломали на Эльтоне соль, занимались скотоводством, рыбной ловлей.
Извозом соли занимались с июня по осень. Грузы возили на телегах, в которые впрягали по 2 вола. Телеги употреблялись разных типов: мажары, каты, рындаки, рыдваны, фуры.
По решению начальника Нижневолжского соляного управления на казённые средства и пожертвования жителей прилегающих хуторов был построен православный Покровский храм.
21 сентября 1756 года Покровский храм был освящён, и поэтому дата 21 сентября 1756 года считается днём основания села СОЛОДУШИНО.
С этой поры на хуторах возникает общая инфраструктура и сельское самоуправление.
Первое упоминание о селе можно найти лишь в отчётах воеводы Панина, в период карательной экспедиции по подавлению восстания Е.И. Пугачёва: «В одной из бунтующих деревень (Солодушинки) он (Михельсон) взял под видом наказания пятьдесят пар волов и с сим запасом углубился в пространную степь, где нет ни леса, ни воды и где днём должно быть ему направлять путь свой по солнцу, а ночью по звёздам».
Грамотных людей в селе было мало, это, в основном, служители церкви. Потребность в грамоте возрастала.
7 августа 1867 года в селе «открылась» первая четырёхклассная церковно-приходская школа.
Первым учителем был поп Гонзюх Иван Ильич. В школе изучали азбуку и церковно-славянский язык. Своего здания школа не имела, занимались в жилых домах с разрешения хозяев. Первое время училось около 10 детей. За каждого ученика поп получал плату с родителей – по 20 копеек. Дети изучали азбуку и церковно-славянский язык. Обучаться детям было трудно, так как больше всего их заставляли заучивать молитвы и псалмы. За невыполнение домашнего задания, за непослушание учителя, за грубость детей наказывали: ставили в угол на колени, часто на соль или горох, били линейкой. Тетрадей и бумаги тогда не было, поэтому приходилось писать на дощечках.
К 1880 году добыча соли на Эльтоне прекратилась, количество чумаков сократилось. На Волге, в основных населённых пунктах построили пристани. В Солодушино такая пристань действовала до 1956 года. По данным переписи 1883 года в Солодушино проживало 1417 человек. Вновь появились хутора и земляные отруба. Усилилась земская власть. Многие жители Солодушино стали богаче. Возрастала потребность в грамоте.
В 1898 году было построено небольшое деревянное здание школы с тремя классными комнатами и учительской-канцелярией (во время переселения здание школы было перевезено на новое место, в нём учились дети, пока не построили в селе новую школу, затем в здании первой школы учились 1-2-3 классы, сейчас здесь проводятся уроки информатики, технологии; одно из помещений оборудовано под школьную библиотеку).
Село строилось. Всё больше появлялось домов под деревянной кровлей. Исчезли границы между хуторами, и только в памяти старших поколений остались их исторические названия.
Все большую роль в хозяйстве хуторян приобретало земледелие. Выращивали хлеб, арбузы, продавая их на Николаевской пристани. Хутора богатели, немало было в них зажиточных крестьян.
Большим, но некрасивым было тогда оно. Далеко протянулись вдоль Волги две кривые и пыльные улицы. Лишь кое-где над берегом зеленели сады Плетневых. Заборы, хилые избы соседствовали с добротными домами богачей. Около 470 дворов насчитывалось тогда в селе. В центре села стояла церковь с высокой колокольней. Далеко были видны ее кресты. Рядом с церковью – кабак. До Великой Октябрьской социалистической революции «культурным центром» села были церковь и кабак. Грамотных людей в селе было мало, да и то в основном служители церкви: поп, дьякон.
Большие возможности таили в себе неоглядные просторы за Волгой. Но тогда в Солодушино было мало огородов, т.к. жили «на воде и без воды». Не хватало корма скоту, леса для строительства. Корм для скота – сено косили на острове Шишкине и оттуда зимой по льду на санях быками и лошадьми возили его в село.
Часто засуха начисто уничтожала хлебные посевы, и тогда тяжелое бремя неурожая приносило во многие семьи голод, необходимость занимать у богатых людей хлеб до нового урожая.
Село все больше делилось на два враждебных лагеря: кулаков и крестьян – бедняков. Жизнь изменилась в 1917 году. Пришел Октябрь. Образовался сельский Совет. Первым председателем Солодушинского сельского Совета был избран Я.Пелипенко, секретарем – С.Т. Аксененко.
На партийном собрании было принято решение организовать коммуну. Первыми в неё вошли со своими семьями
А.Д.Руденко, М.Г.Марченко, Ф.Я.Руденко, П.И.Руденко, Ф.Пронин – двадцатипятитысячник, рабочий одного из заводов г. Ленинграда. Для коммуны были выделены земля и инвентарь. Но грянула Гражданская война. Школу отделили от церкви. В 1918 году в части здания в церкви открылся первый клуб. И народ потянулся в него. В основном село было «красное». В 1919 году здесь была создана коммуна (о чем говорилось выше), и вскоре в нее вступили более 20 семей. Но разведывательный «белоказаков» вырубил актив, а остальные спаслись бегством. В центре села стоит памятник, где покоится прах коммунаров – первых жертв братоубийственной войны. После гражданской войны и голода 1921 года население села уменьшилось на треть. Многие семьи покидали захолустные места и ехали в города на заработки. Сегодня на селе не осталось и половины
Потомков коренных чумачьих родов.
В 1929 году сельчане насильно обобществили земли и организовали колхоз «Великий Октябрь». История коллективизации как две капли воды похожа на историю, переданную нам М.А. Шолохова в «Поднятой целине».
В 1932 году (1937г) воинствующими комсомольцами была разрушена церковь. Её верхние купола были снесены, клуб стал полностью владеть помещением. Там показывали кинофильмы. Читали лекции, проводили собрания, выступали с художественной самодеятельностью. Церковь закрыли, и православный приход прекратил свое существование. Верующие стали ездить на службу в Камышин.
В колхоз «Великий Октябрь» вошли села Быково, Кислово, Александровка, Раздольное, Солодушино, Очкуровка, Красная Балка. Но он оказался слишком большим, и в 1930 году его разъединили. А название сохранилось за колхозом. В начале 1930 года прибыл из Ленинграда двадцатипятитысячник Скачков. Сельское хозяйство он знал плохо, и через год ему на смену приехал инженер Семенов, тоже ленинградец. Ему удалось немного поднять колхоз. Уже через год Семёнова отозвали. С 1933 года колхоз возглавляли лица, избираемые из местных жителей. С 1934 года по 1942 год председателем был Бровченко В., следующие два года – Руденко И.И., с 1944 г по 1954г председателем была женщина Воронина А.П. Затем Масленников А., Чумаченко Н.В. В 70-летней истории села всякое было, но самыми яркими многие старожилы считают 50-е годы. В эти годы колхоз из должника перед государством превратился в колхоз – миллионер, объединился вновь с Очкуровкой. Руководить таким укрупненным колхозом райком партии выдвинул Масленникова А.К. Его на коллективном собрании колхозники выбрали председателем.
Родился Масленников А.К. в Николаевске, окончил среднюю школу, приобрел специальность зоотехника. На момент его вступления в должность колхоз был должен государству 2,5 млн. рублей. На трудодень колхозники получали 200г зерна и 20 копеек деньгами. Люди жили в основном за счет подсобного хозяйства, молодежь покидала село и уезжала в Камышин. Председателю удалось вселить в людей уверенность в завтрашнем дне: на трудодень выдать по 1 кг зерна, начали выдавать авансы, сделали ставку на бахчеводство и не просчитались. Экономическому успеху способствовала строжайшая экономия денежных средств, четкая организация труда, система оплаты.
В 1955 г колхоз стал семеноводческим хозяйством, а на следующий год, в 1956 году из-за строительства Волгоградской плотины началось переселение, которое полностью было завершено в 1957 г. Участок для села был одобрен на общем собрании, но жители с. Очкуровка не захотели объединяться, так и остались соседним селом в составе одного хозяйства. Построили кошары, пробурили скважины и поставили ветровые двигатели, построили МТМ для ремонта техники. Жилые дома перевозились несколькими тракторами целым срубом. Клуб построили уже через 3 года.
В 1964 г Масленников А.К. перешел на другую работу – директором Николаевского инкубаторно-птицеводческой станции. В 1971 году он награжден медалью ВДНХ СССР, а в 1964 г. Масленникова А.К. сменил Чумаченко Н.В.
Итак, с 1933 года колхоз возглавляли:
1933-1934 гг. – Ефименко (из Николаевска)
1934-1942 гг. – Бровченко В.Ф. (житель с.Солодушино)
1942-1944 гг. – Руденко И.И. (житель с. Солодушино)
1944-1951 гг. – Воронина А.П. (житель с. Солодушино)
1951-1964 гг. – Масленников А.К. (из Николаевска)
1964-1977 гг. – Чумаченко Н.В. (из Быково) - в 1969 году колхоз был переименован в совхоз;
1977-1982 гг. – Журавлёв В.Н. (из Бережновки);
1982-1988 гг. Непокрытый П.П. (из с. Кислово);
1988-1985 гг. Рогоза В.И. (с. Солодушино);
1996–1997 гг. – Непокрытый П.П.;
1997- гг. – Бралиев И.К.
В настоящее время (2009 г.) в селе Солодушино нет своего хозяйства.
На ровном и открытом месте левого берега Волги, на 2. 380 – м километре от её истоков, расположено теперь село Солодушино. Имея более чем двухвековую историю, оно, тем не менее, выглядит молодо. Строгие порядки улиц с ровными шеренгами деревьев (улиц в селе -13), новые дома, - вот что его отличает сегодня. Облик села постоянно меняется. Сегодня Солодушино - это прекрасный ДК, библиотека, медпункт, стоматологический кабинет, почта, торговые точки, средняя общеобразовательная школа.
3. История школы.
(Как говорилось выше) 7 августа 1867 года в селе «открылась» первая четырёхклассная церковно-приходская школа.
Первым учителем был поп Гонзюх Иван Ильич. В школе изучали азбуку и церковно-славянский язык. Своего здания школа не имела, занимались в жилых домах с разрешения хозяев. Первое время училось около 10 детей. За каждого ученика поп получал плату с родителей – по 20 копеек. Дети изучали азбуку и церковно-славянский язык. Обучаться детям было трудно, так как больше всего их заставляли заучивать молитвы и псалмы. За невыполнение домашнего задания, за непослушание учителя, за грубость детей наказывали: ставили в угол на колени, часто на соль или горох, били линейкой. Тетрадей и бумаги тогда не было, поэтому приходилось писать на дощечках.
Но потребность в грамоте возрастала ещё больше.
В 1898 году было построено небольшое деревянное здание школы с тремя классными комнатами и учительской-канцелярией (во время переселения здание школы было перевезено на новое место, в нём учились дети, пока не построили в селе новую школу, затем в здании первой школы учились 1-2-3 классы, сейчас здесь проводятся уроки информатики, технологии; одно из помещений оборудовано под школьную библиотеку).
Школа, открытая во второй половине 19 века, продолжала функционировать и после революции, претерпев в разные годы реформаторские нововведения: из начальной превратилась в семилетнюю, затем – в восьмилетнюю, а в 1965 году – в среднюю. Сегодня она расположена в 3-х зданиях, одно из которых построено до революции. Теперь это муниципальное образовательное учреждение «Солодушинская СОШ». У школы своя богатая 140 – летняя история. Главная гордость школы – её ученики. Она вырастила и воспитала много замечательных людей, среди них директора совхозов и предприятий, военные разных чинов и званий, агрономы, инженеры, врачи, учителя, кандидаты наук, которые для каждой сельской глубинки являются гордостью. Это:
Согуренко Василий Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук, преподававший в Уральском с/х институте;
Шумагер Александр Иванович, кандидат филологических наук, занимавший должность декана факультета иностранных языков в Грозненском университете;
Рогоза Виктор Иванович, кандидат сельскохозяйственных наук.
Руководители школы известны только со времён войны:
Матасов Семён Матвеевич
Шарко
Чумаченко Валентина Александровна
Сиволобов Михаил Архипович
Мелехов Николай Иванович
Шумагер Александр Иванович
Жукова Эльвира Готфридовна
Гребенников Александр Александрович.
В настоящее время школой руководит Пшеничный Андрей Павлович.
Большой вклад в воспитание школьников в разные годы внесли педагоги:
Матасов С.М. – учитель физкультуры и иностранного языка, умел увлечь спортом всех, ученики под его руководством одержали множество спортивных побед в районе и области.
Долгов В.М. – учитель истории, кандидат исторических наук, увлёк ребят краеведением, поисковой работой. В школе был открыт краеведческий музей, систематизирован материал о прошлом села.
Колесниченко Л.Г. – учитель математики, организатор внеклассной работы – много лет руководила хором, вела уроки музыки и вместе с учащимися и педагогами готовила замечательные художественные номера для сельских и районных праздников, добиваясь высоких результатов.
Руденко А.В. – учитель музыки, заведующий сельским клубом – замечательный музыкант. В период его работы в клуб заниматься музыкой ходили и стар, и млад. Создал ВИА, детский и взрослый хор. Художественная самодеятельность была на высоком уровне. Женский хор выступал на областном телевидении.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.